Тенденции Повседневность Уличный стиль

Выступление из опыта работы на тему «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей средствами фольклора Мяу! Как мне часто снится

Статьи/Крымские татары/

Происхождение народа прежде всего связано с конкретной территорией, с конкретной географической средой. Люди приспосабливаются к ландшафту, подчиняя свои занятия и помыслы единственной цели - выживанию в этих природных условиях, накапливают обычаи, диктуемые географической средой, создают культуру, связанную с окружающим ландшафтом. Со временем природа начинает воздействовать и на антропологические черти и психологию человека, формируя тип, который наиболее приспособлен к соответствующей среде.

Культура крымскотатарского народа неразрывно связана с природой родного края - Крыма.

Народные традиции в отношении к природе многими учёными-педагогами трактуются как опыт, обычаи, связанные с природой, а также нормы поведения в природе, которые сложились исторически и передавались от поколения к поколению через народные приметы, фольклор, элементы обрядовости, праздники, трудовую деятельность, игры.

Крымскотатарские народные традиции в отношении к природе складывались в течение многих столетий и явились основой культуры крымскотатарского народа. Так, например, совершенно различны представления русского и крымскотатарского народов о временах года. Если в фольклоре русского народа зима белая, искристая, морозная (отражение российской природы), то у крымскотатарского народа зима "черная", понурая, зябкая (отражение зимы в Крыму), весна у русского народа с капелью и проталинами, у крымскотатарского народа - с зеленью и цветами и т.д.

Наблюдая за явлениями природы, крымскотатарский народ метко назвал месяцы года (апрель -"чичек айы - месяц цветов, июнь - "кирез айы" - месяц черешни; октябрь - "сары ай" - желтый месяц, ноябрь - "кузь айы" - понурый месяц, декабрь -"къара къыш" - черная (темная) зима и.т.д.). Первым признаком ранней весны "илькбаарь" считается появление подснежника "акъбардакъ" - в народе этот цветок называют "наврез чичеги" (цветок навреза). "Наврез" - это праздник встречи весны и нового года, который отмечается в дни весеннего равноденствия 21-22 марта, праздник встречи лета "Къыдырлез" отмечается 5-6 мая, в крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Поэтому ознакомление детей с крымскотатарскими народными традициями взаимоотношения человека с природой было бы ценным вкладом в экологическое воспитание детей в Крыму.

Проявление крымскотатарских народных традиций отношения к природе наиболее ярко выражено в его фольклоре, как способе фиксирования и передачи социально-ценностного опыта старших поколений во взаимоотношениях с природой. Посредством фольклора появляются возможности в воспитании у детей бережного отношения к природе. Человек бережет и защищает то, что знает, любит, и то, что создает своими руками.

С целью экологического воспитания детей в условиях Крыма в учебно-воспитательном процессе целесообразно шире использовать Крымскотатарские пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни, которые отражают мудрое отношение народа к природе, дают знания, прививают любовь к ней, побуждают к созиданию.

В народных пословицах и поговорках поощряются или осуждаются определенные действия в отношении к природе: "Ерни терен сюрьсенъ, бол берекет алырсынъ" (Глубже вспашешь, получишь богатый урожай), "Къаида олсанъ анда ол, пердалязда эвде ол" (Где бы ни находился, в пердаляз будь дома. Пердаляз - предвесенняя неделя 14-20 марта. "В эти дни на день семь раз погода меняется" - говорит народ), или "Мышыкъ беслемеген - сычан беслер" (Кто не содержит кошку, содержит мышей); они дают рекомендации: "Бир кунь эвель сачсанъ, бир афта эвель алырсынъ" (Посадишь на день раньше, получишь на неделю раньше), поучают: "Итнинъ артындан кечь, атнынъ огюнден" (Обходи собаку сзади, коня спереди), остерегают в тех или иных действиях: "Ит агъызындан суек алынмаз" (Нельзя отбирать кость у собаки), прямо указывают на необходимость взаимодействия с природой "Къышны яздан къаршыла" (Встречай зиму летом), советуют: "Атына ишанмасанъ, ёлгъа чыкъма" (Если не уверен в коне, в дорогу не выходи).

Многие пословицы отражают гармонию жизни человека и природы, их взаимозависимость. Например: "Ер тоймаса, эль тоймаз" (Если земля не насытится, не насытится и народ), "Инсан ерни бакъар, ер де инсанны" (Человек кормит землю, а земля человека). В пословицах "Тереги чокъ олгъан коининъ мезары аз олур" (В селе, где много деревьев, мало могил), "Кунеш кирмеген эвге, хасталыкъ кирер" (В дом, куда не входит солнце, входит болезнь) показано значение природы для жизни и здоровья человека.

Следует знакомить детей с пословицами и поговорками, которые прививают интерес и любознательность, стимулируют желание наблюдать и изучать природу "Март къапыдан бакътырыр, къазма курек якътырыр" (Март двери открывает, но и лопаты сжигает), "Яз ягьмуры тез кечер" (Летний дождь быстро проходит), "Къаргъа кельсе, къар кетер" (Грач приходит, снег уходит), «Культе кельди, кузь кельди» (Пришел сноп, жди осени), «Апрельде тамсын, майыста ягъсын да ягъсын» (В апреле пусть задает, а в мае пусть льет).

В крымскотатарских традициях особое отношение к воде как к святыне. В народных пословицах показана важность воды в природе и жизни человека: "Ер хазине, сув онынъ джаныдыр" (Земля клад, а вода его жизнь), "Сув тонракъкъа къан берир, небадаткъа джан" (Вода земле кровь дает, а растениям жизнь), "Сув киби тендирист ол" (Будь здоров, как вода), "Сув ичкенде кишиге йылан биле тиймез" (Когда пьют воду, и змея не трогает), "Севап ичюн къую къаз" (Вырой колодец, и воздастся).

Особое значение имеют пословицы, которые призывают беречь, заботиться о природе, воспитывают чувство долга и ответственности перед ней:

"Алмагьа истесенъ, бермеге алыш" (Если хочешь брать, научись отдавать), "Бир алсанъ, эки бер" (Одно возьм¨шь, два отдай), "Атны бакъсанъ бинъ куньге, бакъмасанъ бир куньге" (Ухоженный конь на тысячу дней, неухоженный на один день), "Бал тамчыдан джыйылыр" (Мед собирается по капле), "Сачмагъан алмаз" (Кто не сеет, тот не получит), "Баарьдеки арекет - кузьдеки берекет" (Весенняя работа - осенний урожай), "Къачып кетсенъ - сачып кет" (Даже если убегаешь, убегай сея), "Багъны бакъ таре - юзюм олсун, оны да ашамагьа юзюнъ олсун" (Ухаживай за виноградником, чтобы был виноград, который не стыдно будет есть).

Прекрасным средством экологического воспитания являются сказки. В сказках героями являются растения, животные, явления природы, которые, общаясь с человеком, помогают в беде, поучают. Они доступны, понятны детям, захватывают их душу, прививают любовь к героям, в конечном сч¨те эта любовь переходит на действительные явления природы. Крымскотатарские народные сказки обычно сказочник начинает с присказки, где в небылицах в смешной, шутливой форме изображены животные, и, конечно, смеясь над небылицами, дети с радостью воспринимают их героев и переполняются чувством добра и любви к тем, кто их повеселил, развивается мышление детей. Например:

Давным-давно, когда время было временем

Воробей был судьей,

Дочь хана была ведьмой,

Лягушка парикмахером, а буйвол банщиком,

Черепахи окрылились улететь,

Рыбы в море собрались переселиться,

Минарет Акмечети наклонился

Из Салгира водицы напиться,

Я из дырявого котла бульона напился.

Наелся, напился и к вам прибежал.

Повесил на уши я несколько слов,

Изо рта потянул я сказок поток.

В сказке "Чокърачыкъ" ("Родничок" - где зайчик, белочка, ¨жик и лисичка, спросив разрешения у родничка, аккуратно набрали воды и напились, а медвежонок, не спросившись, сунул морду в родничок, вода разлилась, а медвежонок остался без воды), показано, как нужно относиться к роднику и к чему может привести неправильное поведение. В сказке "Эйиликке кемлик япма" (Не делай зло добру) маленькая лисичка спасает человека от дракона. В сказке "Чегертки ве къырмыскъа" (кузнечик и муравей) показаны взаимозависимость явлений природы друг от друга: выпадение одного звена может привести к нарушению всех остальных.

В сказке "Алтын Башнен Хыяр Баш" (Златовласка и Огуречные волосы) волшебница с помощью воды из речки награждает трудолюбивую девочку и наказывает ленивую.

В крымскотатарских народных сказках и легендах одушевляется вода. С помощью фантастических образов "Сув анасы" (Русалка), и "Деньиз баба" (Бог моря) наказывается зло, они же приносят людям добро. Например: "Алтын балта акъкъында масал" (Сказка о золотом топоре), легенды "Арзы къыз" (Девушка Арзы), "Къыз чокърагьы" (Девичий родник), "Аюв дагь" (Медведь-гора).

В крымскотатарском фольклоре большое воспитательное значение имеют притчи и притчи-анекдоты Ахмет ахая. Так, в притче "Чам тереги ве торгъайчыкь" (Сосна и воробышек) в увлекательной форме представлен познавательный материал о жизни деревьев и птиц зимой и осенью. В занимательной шутливой форме знакомят с природой, обучают поведению в природе, рациональному использованию даров природы притчи-анекдоты Ахмет ахая. Например, в притче-анекдоте "Тюбсиз чапчакъ" (Бездонная бочка) Ахмет ахай благодаря шутке сумел заставить все село полить виноградники и огороды и спас урожай от засухи.

В притчах и легендах наряду с реальными компонентами с воспитательной целью используются домысел и выдумка. Особенно полезно опираться на притчи и легенды, которые поясняют возникновение местного растения, такие, как "Кизил - шайтанова ягода".

Таким образом, сказки, притчи, легенды заматывают детей поэтическими образами, динамичными действиями героев, вызывают у них положительные эмоции, закрепляют светлое, радостное восприятие природы.

Богатейшим материалом в экологическом воспитании детей могут служить Крымскотатарские народные песни, чынлар (поэтические речитативы), мане (хороводные напевы), в которых ярко отражена природа Крыма, гармония природы и человека. Их напевы напоминают журчание горных ручьев ("Тым-тым"), ритмический прибой бушующих волн моря ("Ант эткенмек"), раскачивающийм ритм идущего каравана ("Чалбаш борай" - Седоголовый верблюд), горное эхо ("Дагъларнынъ ¨ллары" - Горные дороги), ширь степного простора ("Джанай"), они воспевают сады и виноградники, созданные трудом человека, красота человека сравнивается со стройным кипарисом, с нежной розой, могучим дубом. Например:

Айя десем ярашыр, айненни,

Гуль багъчалар долашыр, айненни.

Гуль багъчанынъ ичинде, айненни,

Алтын бешик ярашыр, айненни.

Салгьыр бою

Эй, яврум да Салгъырнынъ бою,

Озь тувгьынымнынъ да тою.

Кефеден, Керчьтен, Джанкойден келир Озюмнинъ арув да союм.

Босторгьай

Босторгьай деген къушчыкънынъ да

Йылгъада олур ювасы.

Ягъмур ягьса сель олур да,

Агьлап та къалыр анасы.

¨л янында босторгъай да.

Тары да септим ашады...

Колыбельная

Спою я ласково и нежно, баю-бай

Эхо откликнется в садах, баю-бай

Среди розовых садов, баю-бай,

Сверкает золотая колыбель, баю-бай.

Набережная Салгира

Ах, как прекрасны берега Салгира

Это свадьба моего брата.

Из Феодосии, Джанкоя, Керчи

Съезжаются гости: друзья и родня

Жаворонок

У жаворонка, бедной пташечки,

Гнездо бывает в оврагах.

Если весенние потоки снесут его,

Горько заплачет пташка-мать,

У самой дороги жаворонок,

ГМО воспитателей

Сообщение из опыта работы

«Фольклор как средство воспитания экологической культуры»

Воспитатель МДОУ д/с КВ № 19 «Улыбка»

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.


Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки , незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы . А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы .

Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.


Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми использую приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т. п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай

Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха

Ушла с голодухи.

Третью - савраску

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен. Без росы и трава не растет. Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т. д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.

Почему некоторые птицы ночуют в снегу? Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остается зеленой? Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл пословиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. п.

Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т. п.).

В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Тема: Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который по словам А. Н. Толстого, как «изустная литература была достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке).
ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
В своей работе опирались на программу Боргановой Р. А. “Туган як табигате белән таныштыру”.
Татарское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.
Загадки, скороговорки, считалки, зазывалки, пословицы и поговорки, песни, сказки, небольшие стихи предлагали детям в процессе наблюдения. В
В практике использовали загадки. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки - вопросы, загадки – задачи.
Ипи түгел, су түгел,
Авыр түгел, аз түгел,
Ансыз яшәү мөмкин түгел. (hава)
Тәңкә карлар сипкән,
Җирне ап-ак иткән,
Чыршы, каен, имән
Кардан чикмән кигән.
Бу кайчан? (Кыш)
Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответсвенно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирущим началом стало умственное воспитание. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых раличных областей человеческой жизни. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Имея запас загадок наблюдения можно сделать очень интересным.
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, который очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции. Использовали скороговорки со словами, связанными с природой.
Җәйнең ямьле көннәрендә
Җиләк җыя Җәмилә.
Кара карга кардан бара
Канатларын кага-кага.
Из всего многообразия жанров детского устного творчества интересны и считалки. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.
Каенда – карга.
Имәндә – чыпчык,
Җирдә – елан.
hавада – кош,
Бар син дә оч!
Воспитывающие функции выполняют и зазывалки (тип песен). Они способствуют формированию у детей положительного отношения к природе, друг другу. Они обычно связаны с временем года или отдельными явлениями природы: в феврале дети зовут солнце; весной – зазывают птиц; летом – просят, чтобы пошел или прекратился дождь.
Кояш, чык!

Болыт кач!

Без уйнарбыз җылыткач.

Сыерчык, сыерчык,

Күк күлмәгеңне киеп чык;

Үзеңнеке булмаса,

Атаңныкын киеп чык.

Яңгыр яу, яу, яу!

Сине көтә җир, җир, җир!

Безгә күмәч бир, бир!

Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна – прилет птиц, радуга – дождь, осень - урожай и т. д.).

Пословицы и поговорки – один из основных и наиболее популярных видов творчествыа народа. Народами Поволжья создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, осттоумных и художественно ярких пословиц и поговорок.

Агач беленә җимешеннән,

Адәм – эшеннән.

Народные песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Например содержание колыбельных песен изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных.

Песи, песи –нечкәбил,

Бала тирбәтергә кил.

Җылы җирдә яшәрсең,

Ап – ак күмәч ашарсың,

Тәмле сөтләр эчрсең,

Ашап тугач уйнарсың,

Уйнап тйгач йокларсың.

Бәлли-бәү!

Сказка – древнейший по происхождению вид фольклора. Е.Н. Водовозова рекомендовала выбирать народные сказки обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы”. Например “Кот и лиса”, “Коварная лиса”, сказки о временах года “Ай белән кояш”, “Бүләк кемгә?”

Народные праздники – кладезь национальной культуры. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Мы провели такие праздники как, Сөмбелә, Науруз (новый день), Карга боткасы, Сабантуй (перед началом весеннего цикла).

В летнее время просила рассказать детей, где они были летом, куда ездили с родителями, были ли на природе, что интересного происходило во время отдыха, какие впечатления остались от посещения дачи, деревни, других мест. Во время прогулок наблюдали за цветущими растениями участка. Проводила подвижные игры: “Кыңгырау чәчәк”, “Көн-төн”, “Инеш аша сикереп чык”.

Наблюдая за цветами, приходили к выводу, что все цветы разные. Уточняли название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков и т.д. Побуждала искать сравнения, задумываться над названиями.

Детям загадывала загадки о цветах.

Төрле-төрле төстә алар,

Бу төсләр каян килгән?

Хушбуй исе аңкыталар,

Кем аны сөртеп йөргән? (Чәчәкләр)

Нечкә яшел сабакта

Юл буенда шар үскән.

Кай арада җил искән,

Ак шар очкан да киткән. (Тузганак)

Рассказывала о насекомых, например божья коровка, бабочка. Объясняла, что они помогают растениям расти. Учили стихи:

Камка түти оч, оч.

Анаң салма пешерә,

Атаң ашап бетерә.

Летом расширяли и уточняли представления детей об овощах и фруктах. Поливали с детьми лук. В процессе работы предлагала детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. Учили с детьми пословицы о трудолюбие.

Җирне сөйгән ач булмас.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание.

Ежедневно наблюдая с детьми погоду, отражаем их в календаре природы. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, снег. Качественное наглядное пособие помогли сделать родители.

В уголке дежурства назначали дежурных. Осуществляли индивидуальный подход к детям: изыскивали приемы, направленные на поддержание у них интереса к уходу за растениями и животными, на воспитание положительного эмоционального отношения к живым существам.

В ненастную погоду, когда нельзя гулять пели песни, рассказывали стихи, слушали диск с голосами птиц. Читала детям сказки: «Төлке белән каз”, “Ябалак”, Аю белән бабай”, “Кәҗә бәтиләре hәм бүре”. Играли с детьми подвижные игры такие как “Кошки- мышки”, “Казлар аккошлар” Продолжали цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Какое тело у рыбки?». С помощью этих наблюдений показали детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что аквариумом надо следить и ухаживать, также уточняла представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела. В дальнейшем планируем провести наблюдения: «Как рыбки отдыхают?», « Зачем рыбкам глазки?» и т.д.

В свободное время рассматривали с детьми семена цветущих растений, которые собирали на своем участке. Раскладывали их по коробочкам, показывала открытки и просила ребят определить, у какого растения какие семена. Объясняла, что всю осень и зиму семена будут лежать, а когда наступит весна и станет тепло, все вместе будем их сажать, чтобы выросли красивые цветы.

Мы убедились, что в работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы.

Табигатьне саклаган – үз яшен аклаган.

Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит он скоро прекратиться.

Яңгыр тамчысы су өстендә эре булып, күбекләнеп торса, янә яңгыр булыр.

Осенью уточняли и расширяли представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, организовали с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей учили отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака и т. д. Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений - прикрепленность к земле. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т. д.). В каждом листочке учили видеть прекрасное, обращали внимание на то, что листья имеют разную форму и окраску; предлагали из опавших листьев выбрать самые красивые. Проводили беседы на темы: «Что знаем об осени», «Как готовятся к зиме звери», «Отлет птиц» и другие. Родители изготовили поделки из природных материалов. С детьми разучивали такие татарские пословицы как:

Язның байлыгы – кояш, көзнең байлыгы – уңыш.

Кышкы кар – көзге икмәк.

Загадывали детям загадки, в которых описывается поведение зверей:

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

С помощью сказок знакомили сказочными персонажами животных. Сравнивали их реальными обитателями леса (заяц, волк, медведь, лиса). Объясняли, что настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу: некоторые запасаются на зиму, а другие готовятся к спячке.

В уголок природы поместили дары осени - овощи, фрукты, ягоды. Детей учили различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

В прогулке, знакомили детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

В зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе является важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Показывали детям, что комнатные растения и животные уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут; животные подвижны, ведут активный образ жизни. Дети совместно с воспитателем устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, животных регулярно кормят, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, животных соответствуют их потребностям.

Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяли причины его различия. Устанавливали причину почему растения на улице не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замерзла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Сообщала детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагала аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли. В группе посадили лук и наблюдали как она растет.

Увлекательны и интересны наблюдения зимой. Сколько радости и новых впечатлений приносит зима детям! Мы любуемся заснеженными деревьями, обращаем внимание на зимующих у нас птиц. С помощью родителей устраиваем кормушки для них. Невозможно воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе.

Во время наблюдений зимой за льдом, снегом, погодой также загадываем загадки.

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно

Ни в огне горит, ни в воде не тонет.

Используем пословицы.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик да стоять не велит.

Также наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».

Организовали зимнюю подкормку птиц на участке. Вместе с детьми осматривали сделанную родителями кормушку. Обсуждали, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирали место, решали как ее повесить. Подобрала для этого случая народную песенку «Воробей»

Что желаешь, воробей?

Мне бы горстку отрубей,

Мне бы зернышек пшеничных,

Хлебных корочек обычных.

Также интересны зазывалки про птиц.

Килегез, кил, кошкайлар!

(күмәкләп әйтер өчен)

Чыпчык, чыпчык, чык-чырык.

Җим сиптем, кил тиз очып!

Песнәк, песнәк, кил тизрәк-

Җим сибәм сиңа әзрәк!

В весенний период расширяли знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учили устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Загадывали загадки

Сикереп төшә, бозны тишә.

Проводили беседы на тему: «Жизнь диких животных весной», «Правила поведения в лесу».

Давали элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показали, что скрывается за названием некоторых бабочек. Объясняли пользу насекомых. Использовали такие зазывалки

Әйт әле, чикерткә,

Сине ншрсә сикертә?

Сайрый белми сайрыйсың,

Бертуктамый кич иртә.

Зазывалки помогают воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Знакомили с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учили находить различия по листьям; устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение), между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением.

Таким образом, использование в работе малых форм фольклора способствует воспитанию у детей любви к Родине, бережному отношению к природе, расширяется их кругозор, повышается интерес к познанию окружающего мира. Дети становятся добрее и внимательнее друг другу.

Список использованной литературы:

1.Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с. С.20-32.

2.Борhанова, Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: балалар бакчалары тәрбиячеләре өчен кулланма/ Р.А. Борhанова – казан6 ИУУ РТ. 1997. -172 б., на татарском языке.

3.Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова – М.: Балас, 2012.-496с.

4.Галанина, Н.А. Испоьзование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкнольного возраста / Н.А.Галанина //Дошкольная педагогика. – 2008. № 5 С. 32.

5.Закирова, К.Ф Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм әти – әниләр өчен хрестоматия /Закирова К.Ф. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.

6.Кравченко, И.В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Понамаревой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с. (Детский сад с любовью).

7.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет/ С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. – 144с.: цв. вкл.

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной.
Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.
Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор.

Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Остановились мы на работе в огороде и цветнике - это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.
Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю», «Облака и тучи быстро движутся - к ясной погоде» и т. д. После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле. Дети любят отгадывать загадки. Загадка - это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. Мы всегда стараемся подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира о родной природе. «Невидимкой озорной: всё играет он с травой, листья в воздухе кружит и куда-то всё спешит» (ветер); «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова» (одуванчик). Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей.

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека

Для экологического воспитания сказка - относительно новое явление; она как бы противоположна природной действительности. В сказке все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, ее характеризуют течение и смена закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой,практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные детские произведения – сказки о природе.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведение птиц, насекомых. Огонь-царь, Вода-царица, Земля-Матушка, Небо-отец, так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Всё это нашло отражение в народных праздниках. Весёлые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, праздники. Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимно связи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

Так же наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною» Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок. В работе с родителями мы используем все доступные формы, что бы объяснить им важность экологического воспитания детей. Мы проводим беседы, консультации, родительские собрания, где рассказываем о нашей работе с детьми. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Мы считаем, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам.

Перед занятием воспитатели «входили» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 70»,

реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитатель

Лапина Людмила Николаевна

Сызрань

2013

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в старшей группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.

Остановились мы на работе в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой и уходом за зелеными насаждениями, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории нашего участка и детского сада имеется небольшой цветник и огород. Уход за растениями состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Этому способствует чтение потешек таких как:

«Иван –Иван

Вырывай бурьян

Чтобы выросла репка

Сладкая да крепкая

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец!

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят нахохлившись - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Неведимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки), подробно описала каждый месяц, жизнь животных и растений. Это было частью проектной деятельности.

В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, оформляю тематические ширмы, провожу родительские собрание, где рассказываю о своей работе с детьми. Оформила экологический стенд «Стань другом природы», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок.

Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.

Пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.

Обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.